Блог Анны Акуловой

Рассказываю о копирайтерских буднях, делаю конспекты книг и делюсь интересными (и не очень) мыслями.

Как мы искали редактора в команду

Так получилось, что с января 2022 единая редакция в Ozon Marketplace разделилась на отдельные направления, и я возглавила подгруппу по UX-редактуре и Базе знаний — так мы называем наш портал с инструкциями для продавцов. Задач было слишком много, а людей слишком мало, поэтому мы начали активно искать UX-редактора.

В редакции вообще и в Ozon в частности устоявшаяся система найма, наш главный редактор и вовсе с первых слов чувствует людей, но я оказалась впервые по ту сторону. Поэтому решила записать свои впечатления и по ходу дела пояснить, на что обращала внимание.

Навеяно комментариями под постами с вакансиями в нашу редакцию. На самом деле мы никого не едим, просто растем очень быстро, а людей в команду отбираем тщательно. Так вакансия UX-редактора была открыта еще в 2021, а вышел человек только 15 апреля 2022

Этап составления вакансии наш главред прошла без меня — поиск того самого редактора начали задолго до того, как я стала курировать UX-редактуру. Зато я сразу же окунулась в активную фазу отбора, который состоял из трёх этапов.

Этап 1. Отсеиваем неподходящих

Сначала смотрели резюме и портфолио. Хотя я все чаще слышу, что резюме — это что-то вроде пережитка прошлого, но для меня важными оказались оба документа.

В резюме я хотела увидеть:

  • структуру и акценты, ведь если редактор не может в нем грамотно рассказать о себе, то объяснить что-то в интерфейсе или инструкции не сможет и подавно.
  • релевантный опыт. В воронку попадали как совсем новички с единственным кейсом в виде диплома в «Нетологии», так и руководители отделов, которые прямо указывают, что давно не пишут сами — и те, и другие нам бы не подошли.
  • близкие компании — мне кажется, что адаптироваться будет проще, если в прошлом компании были похожи на Ozon по сфере, размеру и общим ценностям. Плюсом был опыт сложных продуктов и b2b.

А вот образование не имело значения — коммерческой редактуре как таковой в вузах не учат, поэтому все разными путями приходят в профессию. Например, в команду в итоге попала девушка, которая в прошлом была дизайнером.

С примерами работ было гораздо сложнее. Для меня важно, чтобы портфолио:

  • в принципе было у редактора. Я честно не понимаю тех, которые выходит на рынок труда без него. Даже если все под NDA, всегда можно специально сделать пару придуманных экранов онбординга или оформить как пример тестовое задание. Кандидаты без портфолио в моих глазах получали большой минус.
  • содержало тексты именно по интерфейсам. Почему-то многие присылали в качестве примеров рассылки и даже статьи в блог.
  • показывало разные форматы. Например, пуш, онбординг, тексты ошибок и подписи в рамках какого-то большого сценария — нужно посмотреть навыки со всех сторон.

Этап 2. Тестируем кандидатов

У нас UX-редакторы не только занимаются интерфейсами, но и пишут инструкции. Поэтому было два задания — это задачи, с которыми предстоит столкнуться в повседневной работе.

Тестовое задание 1: написать онбординг для новой фичи

Это задание придумала наш главред: смысл в том, чтобы рассказать покупателям о новой услуге в двух экранах. Оно хорошо тем, что просто написать текст недостаточно — нужно порассуждать, правда ли услуга так хороша и стоит ли подавать ее так, как это указано в задании.

Скриншот гуглдока с заданием. Ниже давали ссылку на фигму с призывом скопировать макеты к себе и сделать задание прямо в них

У кандидатов не было какого-то одного правильного способа сделать это задание. Например, можно было подготовить идеальный текст, обойдя ограничения и подсветив реальные преимущества фичи. Или сделать анализ рынка и доказать нам, что мы дураки и так делать не стоит :)

Так что мы больше смотрели на подход к работе и логику в целом. В результате хотелось увидеть:

  • минимальную аналитику — например, рассуждения о том, что доставка практически из любого города есть и сейчас, в недалеком будущем это и подавно станет нормой, а не преимуществом.
  • аргументацию — как правильно «продать» покупателям новую услугу, ведь в задании мы специально подсветили не лучшие плюшки.
  • работу в фигме — все-таки это уже почти стандарт для работы над интерфейсами.

Конечно, мы не отказывали работам в гуглдоках, но нужно хотя бы учитывать формат. Одна из кандидаток написала текст такого объема, что его и в целый пост не поместить, что уж говорить про два экрана — а если бы писала сразу в макете, то сама бы увидела попытку «впихнуть невпихуемое».

Тестовое задание 2: написать инструкцию в Базу знаний

Чтобы посмотреть, как кандидаты умеют объяснять и подавать информацию, мы дали им реальный макет и попросили написать по нему инструкцию.

Это задание чисто на хард скилы. На что я обращала внимание:

  • текст — думаю, тут нет смысла долго рассказывать. Обращала внимание на структуру, разбивку по блокам, корявые фразы и прочее.
  • полнота информации. Не возьму соискателя, который проигнорировал часть настроек, которые отражены в макете — а таких было немало.
  • наглядность. Наш кабинет может показаться непростым, поэтому одной простыни текста недостаточно. Я смотрела, добавляет ли кандидат картинки, что именно иллюстрирует и как оформляет скриншоты.
  • вопросы и рассуждения. Хотелось найти человека, который действительно старается вникнуть в задачу. Тогда у него неизбежно возникнет куча вопросов о том, как у нас все работает — здорово, когда прямо в тестовом было написано что-то вроде «В задании недостаточно информации, я бы еще уточнил у заказчика вот это...». Или если кандидат говорил, из каких допущений исходил при выполнении задания.
  • выход за рамки задания. Мы просили написать статью для существующего портала. В моих глазах 100 очков вперед получали те, кто просматривали опубликованные статьи — делали перелинковки, учитывали tone of voice или стиль иллюстраций.
  • оформление. Если человек сделал все красиво — выделил заголовки, вставил картинки, использовал правильные тире и кавычки, не забыл вычитать текст перед сдачей тестового, — значит, в работе он тоже окажется аккуратным. Скорее всего, с небрежным кандидатом я не сработаюсь.

Этап 3. Собеседуем лучших

В итоге у меня было четыре собеседования. Я никогда раньше их не проводила, поэтому на трех со мной была главный редактор, на нескольких — еще HR. Так как мы удаленщики, созванивались в Microsoft Teams. Обязательно включали видео, потому что так проще наладить контакт — видишь мимику и реакции человека.

К каждому собеседованию я готовилась и зачастую набрасывала список вопросов, которые хочу уточнить. Чтобы понять, подходит ли человек, спрашивала:

  • какие форматы и типы задач нравятся, а какие нет;
  • как обычно взаимодействует с заказчиками и смежными командами;
  • как строит работу над задачей;
  • куда хочет развиваться.

Обычно мы начинали разговор с того, что просили кандидата кратко рассказать о себе — что угодно. Дальше задавали какие-то вопросы по ходу и завязывался непринужденный диалог. Порой я не хотела перебивать кандидата, поэтому все время держала перед собой листок, где записывала новые детали, которые хочу уточнить. Советую всем такой лайфхак — начала так делать, еще когда сама устраивалась на работу.

Мне было важно понять, совпадает ли опыт и ожидания кандидата с тем, что мы ему предлагаем. Особенно обращала внимание на:

  • рассказ о прошлом опыте. Следила за тем, насколько внятно человек описывает свои функции и результаты на других местах работы.
  • самооценку кандидата. Мне было важно, чтобы человек знал, чего он хочет — куда расти, какие задачи брать и сколько денег получать. Одному кандидату мы отказали как раз потому, что не увидели в нем стержня и сформированного мнения даже на такие вопросы — кажется, что и рабочие решения кандидат отстоять не сможет.
  • вопросы к нам. Считаю, что их не может не быть, какой бы подробной не была вакансия. Для меня четкие вопросы — это знак, что человеку важно понять его роль и порядок работы, что он не идет абы куда. Ну а еще это показывает, что в работе редактор будет так же дотошно приставать с уточнениями и фактурой.

Обычно после собеседования мы оставались и делились своими впечатлениями, но с нашим будущим редактором получилось иначе. Уже на середине встречи я чувствовала, что хочу работать с этим человеком — и сразу же обсудила в личке с главредом, что «да, это оно».

Что после найма: помогаем освоиться

Команда у нас новая, какой-то документации еще не было. Чтобы новому редактору было проще вливаться, я начала описывать процессы — как мы работаем над задачами, какие нужны доступы и куда обращаться.

В день оформления я приехала в офис, чтобы лично познакомиться и рассказать, как все устроено. Теперь мы регулярно созваниваемся и обсуждаем как задачи, так и впечатления. Ну а насколько сработаемся, покажет испытательный срок в три месяца.

Каким должно быть портфолио редактора. Мой опыт

Недавно я внезапно обнаружила, что агентство «Сделаем» разобрали по полочкам мое портфолио и поставили его в пример другим авторам-редакторам. Восприняла это как пинок и решила рассказать, как я пришла именно к такому варианту.

Посты про портфолио редактора: в Телеграме и Инстаграме

Версия 2019: кейсы

Впервые я решила оформить портфолио в 2019 году, когда собиралась поступать в школу редакторов. Там не ограничивают в формате, собрать свои работы можно хоть в гуглдоках, но мне хотелось сделать для них отдельную страничку. И вот почему:

  • просто приятно, что у тебя есть своя страничка — будто ты взрослый и классный;
  • повод потренироваться в верстке — в школе это пригодилось;
  • казалось, что это самый удобный вариант — можно просто дать ссылку, а для просмотра достаточно браузера.

Делать я решила на редимаге, потому что многие студенты в школе делали свои курсовые на нем, а значит — полезно заранее познакомиться с этим инструментом. О структуре думала долго, но так как работ у меня было немного, решила кратко рассказать о каждой. Получились мини-кейсы:

  • предыстория и задача — что и зачем нужно было сделать;
  • результат — что именно я сделала;
  • иллюстрация — фрагмент страницы, кусочек буклета или отзыв эксперта, у которого я брала интервью;
  • фактоид — привлекательная цифра с информацией о проекте;
  • участники — если важную часть контента делал кто-то другой, обязательно указывала имя. Например, везде указаны дизайнеры.
Портфолио 2019 года, сделанное на редимаге. Мобильной версии нет, поэтому смотреть лучше на десктопе. Именно с этим вариантом портфолио я устроилась редактором в Vigbo — до сих пор считаю это большой удачей и с теплом вспоминаю коллег

Что я сейчас думаю о таком варианте портфолио редактора:

  • ✅ здорово, что тут не просто ссылки на работы, а небольшой рассказ о них;
  • ❌ кажется, что опыт совсем небольшой — хотя в моем случае так и было;
  • ❌ сложно добавлять новые проекты, иначе страница станет слишком длинной.

Версия 2020: резюме

Когда я начала учиться в школе, редимаг изменил правила: теперь там можно хранить всего один опубликованный проект. А мне хотелось создавать отдельные странички под кейсы. Так я задумалась о собственном сайте, где смогу создавать сколько угодно страниц, оформлять их по своему желанию и меньше зависеть от правил платформ.

С помощью сайта я хотела заявить о себе. Поэтому структурировала свои работы по компаниям и площадкам, для которых их делала — получился гибрид портфолио и резюме. Похожий формат использует Максим Ильяхов.

Портфолио 2020 года, сохранила страницу для истории. Верстала уже сама

Что я сейчас думаю о таком варианте портфолио редактора:

  • ✅ классно, что есть четкая структура, в которой легко ориентироваться;
  • ✅ можно показать сразу много работ в разных форматах;
  • ✅ действительно может заменить резюме, ведь рассказывает об опыте и типичных задачах;
  • ❌ клиентам на фрилансе все равно, где я работала — им важно, с какими форматами я работала и какие задачи смогу решить;
  • ❌ я расту, развиваюсь, и старые работы буду очевидно хуже свежих — так зачем их показывать.

Версия 2021: рубрикатор

Технически эта версия появилась в ноябре 2020. Тогда я собиралась менять работу и решила актуализировать портфолио. Теперь моей задачей было показать, на что я способна.

На этот раз я решила идти от форматов: получились этажи со статьями, интервью, лендингами и печатными материалами. Чтобы портфолио не стало унылым кладбищем непонятных ссылок, старалась добавлять к интервью и лендингам — краткое описание, а к печатным материалам — еще и иллюстрацию. Расчет был на то, что это поможет заказчику определиться, какие из ссылок стоит посмотреть.

Портфолио, актуальное на февраль 2022. С этой версией я устроилась на работу в Ozon Marketplace

Что я сейчас думаю о таком варианте портфолио редактора:

  • ✅ четкая структура, при которой заказчик сможет легко выбрать из моего опыта тот кусочек, который соответствует его задачам — и не смотреть все остальные ссылки;
  • ✅ легко актуализировать материалы и наращивать портфолио новыми форматами;
  • ❌ разве что большое. Более существенных минусов пока не нашла :)

Что дальше

Как публичная версия такое портфолио пока полностью меня устраивает. В дополнение к нему я иногда пишу в блоге подробные кейсы о рабочих или учебных проектах и собираю их под отдельным тегом. Советую тоже так делать — точно знаю, что некоторые заказчики обращались ко мне именно благодаря этим статьям.

Однако сейчас я сфокусировалась на UX-редактуре и больше занимаюсь интерфейсами. Кажется, выкладывать такие работы в общий доступ не стоит, поэтому для них хочу собрать отдельное портфолио. Скорее всего, это будет презентация с кратким рассказом о задаче, скриншотом-иллюстрацией и ссылкой на проект в фигме. А может еще как-то — детали я еще не придумала. А самое интересное всегда можно оформить в формат кейса для блога.

Как я училась UX-писательству в Нетологии

Последнее время на работе приходится много заниматься текстами для интерфейсов, поэтому мы с коллегами решили подтянуть матчасть и пошли учиться на курс «UX-писатель» в Нетологию. В этой статье расскажу, как там всё устроено, что полезного я сохранила в заметках и какие получились практические работы. А в конце — подборка материалов по UX-копирайтингу.

Сам курс состоит из 6 заранее записанных видеоуроков и 2 вебинаров. У нас был еще один бонусный вебинар от Иры Моториной про то, зачем нужно «отзумливать» проект и как это сделать по уму. Это что-то вроде компенсации от Нетологии за дезинформацию: компания забыла предупредить, что на нашем потоке вебинаров Иры не будет, а ведь большинство пришло именно ради них. Поэтому инсайт №1: не стоит идти в Нетологию на конкретных преподавателей 😉

Дальше пойдем прямо по учебному плану.

Специфика текстов для интерфейсов

Три принципа, на которых должен базироваться текст (по уменьшению значимости):

  • уровень 1 — точность,
  • уровень 2 — дружелюбность,
  • уровень 3 — выразительность.
Так спикер объяснил место UX-писателя в продуктовой команде. Слайд из презентации

Задание: составить UX-мудборд. Для этого подобрать несколько приложений или сайтов, сделать скриншоты и разобрать плюсы и минусы. В итоге должен получиться мини-анализ конкурентов.

Я выбрала сервисы для доставки еды, потому что эта сфера наиболее понятная и знакомая.

Таким получился мой UX-мудборд

Job Stories и Storyframes

Фичи не рождаются из ниоткуда, поэтому следующий этап работы над продуктом — Discovery. Это когда мы раскапываем контекст. У нас еще нет конкретных задач, лишь хотим выяснить:

  • кто наша аудитория,
  • для чего люди используют наш продукт,
  • как они решают задачи,
  • как мы им можем в этом помочь => какие фичи нужно делать.

Здесь не идет речь про текст, и это нормально: большую часть работы UX-писателя занимают исследования и тесты, а буквы — лишь вишенка на торте.

Job Stories

Это такие небольшие емкие истории о том, какая у человека проблема, как он хочет ее решить и что хочет получить в результате. Чтобы их собрать, нужно:

  • использовать опыт реальных людей (форумы, релиз ноутс, чаты);
  • попытаться понять мотивацию (использовать открытые вопросы);
  • использовать несколько точек зрения — например, для приложения по страховке нужно поговорить как с теми, кто страхуется (=клиенты), так и с теми, кто страхует (=страховщики);
  • учитывать контекст, когда человек использует продукт — например, каждый день или раз в месяц. Смотреть на ситуацию: молодые мамы 99% времени заняты ребенком, а у водителя во время езды свободна только одна рука.

Для такого исследования идеально поговорить с 5-8 людьми. Если не можем пообщаться с реальными клиентами, можно найти похожих людей: например, не обязательно идти к тем, кто работает именно в Яндекс.Такси — подойдет любой таксист.

Как выглядят Job Stories. Собрала одну общую схему на основе нескольких слайдов из презентации

Storyframes

Это диалог между продуктом и человеком от онбординга до финального действия — так легче представить, какие вопросы могут появиться у человека и как ему ответит продукт. На этом этапе у нас уже есть технические требования и требования бизнеса, поэтому можно перейти от болей к базовому проектированию и начать проработку хотелок продактов.

Попросту говоря, главная задача сторифреймов — собрать мысли в кучку и думать о продукте быстрее. В итоге получится:

  • продумать сценарии и легко заметить нестыковки, если мы что-то не учли;
  • представить, какие термины нужны и как будет говорить продукт;
  • понять логику и продумать подсказки — например, что пять экранов назад мы говорили это, а значит, сейчас должны сказать вот то.

Сторифреймы бывают разными:

  • просто перечисление фич — подойдет, когда работаешь один, но для 2-3 человек уже неудобно;
  • сплошной диалог, как пьесса для театра;
  • диалоги, сразу наглядно разбитые на нужные экраны со связями между ними. Такие сторифреймы предпочитает Ира Моторина — вот ее статья об этом.

Собирать сторифреймы удобно в Miro: там есть шаблон Wireframing, в котором можно настроить переходы и указать кнопки. Это помогает понять продуктовую логику и как будет выглядеть интерфейс.

Порядок работы над приложением: начинаем с джобсторисов → прорабатываем сторифреймы → переходим к прототипам, дизайну и буквам. Слайд из презентации

Задание: продумать джобсторисы и сторифреймы для проекта, который мы выбрали еще к прошлому заданию. Естественно, проектировать весь пользовательский сценарий не обязательно, главное — довести до какой-то законченной точки.

Джобсторисы, которые у меня получились для приложения доставки еды из ресторана
Мои сторифреймы для этого же приложения

Создаем продуктовые тексты сами

Хороший текст в интерфейсе:

  • подсказывает, что делать;
  • предостерегает от ошибок;
  • успокаивает и мотивирует повзаимодействовать с продуктом;
  • оставляет приятное послевкусие через заботу или шутки.

Чтобы информация считывалась быстро, каждый экран должен быть построен, как одно предложение: заголовок — подлежащее, кнопка — сказуемое, а поля — другие члены предложения. Другие члены лучше синхронизировать между собой: если пишем существительные, то везде существительные — так они будут однородными.

Главное правило в таком диалоге: кнопка — это реплика ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ, поэтому обычно там ставится глагол. Еще кнопки должны подсказывать, что будет после нажатия.

Этот экран говорит нам: я хочу пополнить единую транспортную карту стрелка, вот мой номер карты и вот на какую сумму я хочу пополнить. Слайд из презентации

Задание: попрактиковаться в UX-текстах и написать самые распространенные типы текстов — первый экран формы регистрации, ошибку «Нет интернета», экран успеха, пуш-уведомление, поп-ап и запрос разрешения на уведомления.

Никаких макетов к заданию не было, поэтому можно было выполнять его как угодно. Я решила набросать схематичные прототипы — просто потому что сложно писать текст в вакууме.

Тексты для базовых экранов выдуманного приложения

Основы UX-дизайна

В дизайне должны соблюдаться базовые правила:

  • визуальная иерархия за счет типографики, размеров, цветов, контрастности и расстояний;
  • общие области — мы воспринимаем как группу элементы в пределах одной области и элементы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме;
  • близость — элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются более связанными, чем те, что находятся на некотором расстоянии;
  • узнаваемость иконок, навигации, призывов к действию и распространенных цветовых ассоциаций.

Часто даже при хорошем дизайне люди забывают:

  • продумать все возможные случаи с контентом — когда его нет совсем, слишком мало, он ужасный или странный;
  • проверить контент на разных устройствах — текст на мобильном телефоне, мониторе компьютера и телевизоре выглядит и воспринимается по-разному.
Гигиена текста в интерфейсе: основные правила, Z и F-паттерн. Слайды из презентации

Задание: продумать контент для своего проекта, пользуясь готовыми шаблонами экранов от Нетологии. Можно убирать блоки, которые там есть, или переставлять их местами, но в макете не должно быть «рыбного» текста.

Я решила не останавливаться только на тексте, поэтому изменила сам дизайн. Мне хотелось, чтобы экраны приложения для ресторана выглядели современными и минималистичными, но не слишком скучными.

В шаблонах все экраны были разного размера, но на этом этапе я не приводила их в единому виду. Тексты могут незначительно отличаться от предыдущего задания, потому что работа шла параллельно, а у преподавателей разные взгляды на идеальный контент

Основы UX-research

Тестировать тексты в интерфейсе нужно:

  • перед написанием текста — чтобы определиться с tone of voice (например, обращаться к пользователям на ты или на вы, использовать термины или объяснять все простым языком);
  • после логически завершенных блоков — например, написали онбординг и целиком его протестировали;
  • когда вводим новую фичу — это поможет выяснить, нужна ли она и понимает ли пользователь, зачем мы ее добавили.

Для качественного исследования (напр., интервью) достаточно 6 человек, для количественного — 30 респондентов.

Какие исследования помогут UX-писателю:

  • коридорное тестирование. Подходим к коллегам в коридоре и задаем не больше 5 вопросов. Минус в том, что человек не знает контекст и может ответить не то, что есть на самом деле;
  • глубинное интервью. Спрашиваем клиентов о потребностях, но нельзя задавать вопросы о будущем. Минус в том, что ответы не помогут, если заданы не те вопросы и показана информация, вырванная из контекста;
  • опросы. Можно использовать соцсети и сервисы вроде Google Forms и Monkey Survey. Главное — формулировать вопросы четко и однозначно;
  • 5-секундный тест. Лучше всего подходит для первых экранов и форм захвата. Важно помнить, что на первое впечатление может повлиять не текст, а цвета или формы, неправильно или правильно расставленные акценты;
  • close-тест. Убираем из текста в интерфейсе каждое 3 слово и просим вставить пропуски — чем ближе к оригиналу получился текст, тем лучше он написан;
  • юзабилити-тест. Формулируем гипотезу и предлагаем респонденту пройти пользовательский сценарий: например, найти на странице информацию о скидках. Главное — не задавать наводящих вопросов и помнить, что пользователь не ошибается;
  • А/В тестирование. Можно использовать инструменты Яндекс и Google «Оптимизация». Важно помнить, что пользователи показывают, что лучше в конкретный момент: например, мы выяснили, что синяя кнопка лучше зеленой — а в обычной жизни пользователь просто позвонил бы.
Вид исследования зависит от стадии разработки продукта. Слайд из презентации

Задание: проверить тексты и макеты с предыдущих занятий с помощью исследования. На самом деле, это задание показалось мне самым странным на курсе: продукта у нас нет, даже идеи реальной нет — а для задания нужно придумать гипотезу, да еще и проверить ее без прототипов и ресурсов. Потом еще и вписать в диплом каким-то образом.

Я решила эту задачу так. Когда я делала задание по дизайну, меня удивил странный шаблон карточки товара — она длинная, важную инфу мы будто бы скрываем от пользователя. Чтобы выяснить, смущает ли это кого-то, кроме меня, устроила 5-секундный тест: показала макет карточки своим друзьям и спросила о впечатлениях. Удачно сложилось, что мой проект знаком всем: так или иначе все участники пользовались доставками еды раньше.

Моя гипотеза подтвердилась: пользователям некомфортно скроллить карточку товара. Особенное недовольство вызвала цена — она оказалась на втором экране

Tone of Voice для цифровых продуктов

У каждого продукта есть свой голос — даже есть специально им никто не занимается. Он выражается в лексике, использовании юмора, характере, отношении к пользователю и событиям.

Собрать и вместе использовать все договоренности о тексте помогает редполитика или tone of voice. А еще такой документ нужен, чтобы:

  • ускорить процессы, когда контентом занимается много людей;
  • подчеркнуть индивидуальность продукта;
  • транслировать ценности через текст и подачу;
  • повысить доверие через постоянство и качество.

Если редполитика и tone of voice — по факту одно и то же, то у голоса и тона есть отличия: голос = личность, характер, топ = эмоциональная окраска речи, применение голоса в конкретной ситуации. При этом голос всегда одинаков, а тон может меняться: например, в ошибках и на страницах успеха обычный тон может быть неуместен.

Задание: определить место продукта на матрице тональности и написать несколько правил для будущей редполитики.

Решила, что мой продукт должен общаться легко и живо, но интеллигентно — как реальный официант или сомелье в ресторане

Анализ эффективности работы UX-писателя

Метрики помогают понять, насколько хорошо вы делаете свою работу, и помогают на одном языке общаться с продактами и руководителями.

Основные метрики для UX-писателя:

  • конверсии — показывают вероятность события в воронке. Это основной показатель работы UX-писателя, потому что почти всегда можно выстроить цепочку между хотя бы двумя событиями;
  • время на экране — не всегда больше значит лучше (например больше времени на инструкции → лучше разберется, но меньше на странице оформления заказа → быстрее оформит заказ);
  • совершенные действия — например, сколько раз за последнюю неделю пользователи активировали новую функцию, которую компания вывела на рынок.
  • лиды, триалы и продажи — например, сколько новых пользователей за последнюю неделю мы привлекли => почти как предыдущая метрика, только относится к привлечению новых клиентов и покупкам;
  • показатель отказов (Bounce Rate) — показывает, какое количество пользователей закрыли страницу или всплывающее окно, так и не выполнив целевого действия. Всегда больше — хуже.

Когда проверять данные, зависит от того, насколько крупные изменения вы сделали: обновили текст в одном поп-апе — достаточно 4—5 чистых недель, что-то покрупнее — 2—3 чистых месяца. Чистые недели — это исключая те, когда изменения появились в продукте. Базовый период — 4 недели.

Как определиться со временем на сбор данных в зависимости от тяжести преступления, объема данных и ошибок. Слайд из презентации

Как работать с UX-редактором и какие задачи решает текст

Культура работы с UX-писателем:

  • Привлекать редактора одновременно с дизайнером — на этапе проектирования. Если просто дать готовые макеты, в которых ничего нельзя трогать, редактор просто станет наборщиком текста и не сможет полноценно решать свою задачу.
  • Фиксировать знания о проекте и дать доступ к ним всем участникам. Для этого продакт должен собрать в одном документе наши цели и описание функционала, ссылки на исследования и решения конкурентов, расписать весь путь пользователя и план проекта со сроками, указать контакты всех участников проекта.
  • Всегда ставить формальной задачи. У редактора и дизайнера обычно несколько проектов параллельно, поэтому такая формальность поможет зафиксировать договоренности, закрепить ссылки на макеты и документы, отслеживать статус и просто понимать, чем занимается команда.
  • Давать аргументированную обратную связь без вкусовщины. Следим, чтобы текст был человечным и соответствовал редполитике, а шутки никого не обижали. При этом на каждом этапе должно быть понятно, что нужно от пользователя, в каком формате это вводить и что будет дальше.
  • Позволять каждому члену команды влиять на продукт. UX-писатель — еще один UX-мозг. Поэтому доверяем ему не только «буковки», а также прислушиваемся к мнению о том, как сделать пользовательский опыт лучше.

Задание: представить, что вы переросли копирайтинг и стали тимлидом. У вас две рабочие ситуации — и нужно предложить решение.

Очевидно, что такое задание — это сферический конь в вакууме, и скорее всего в реальной рабочей ситуации каждый поступит иначе. Но я все равно чувствую, что разработать идеальную картинку было супер-полезно.

Как я решала гипотетические ситуации, которые могут возникнуть у тимлида

Дипломная работа

На лендинге курса обещают, что по итогам всех заданий соберется кейс, который можно положить в портфолио и показать будущему работодателю. По структуре диплом и правда похож на проект, если бы не одно «но» — это все выдумка. В реальном проекте миллион ограничений и условий, а здесь мы их выдумывали сами — или не выдумывали, если не хотелось 😀

Хотя не спорю, диплом получился классный: кому интересно, собрала его в гугл-док со всеми ссылками на работы.

Подборка материалов, которые рекомендовали преподаватели

Про работу в команде:

Про Job Stories и CJM:

Про проектирование текста:

Про текст, tone of voice и глоссарий:

***
Мой вывод о курсе такой: он очень базовый и подойдет тем, кто ВООБЩЕ ничего не знает о UX-текстах. А вот есть какой-то опыт, вы читали рассылку Иры Моториной или учились в Школе редакторов — новой информации будет мало.

Самой полезной для меня была лекция про джобсторисы и сторифреймы — их я точно возьму в копилку рабочих приемов. И еще раз хочу отметить классную лекцию Леры Железовой из Сбербанка о том, как работать с UX-редактором: она очень классно разложила по полочкам принципы, которые раньше я чувствовала только интуитивно.

Ну и оставлю здесь удостоверение об окончании курса на память :)

Как выжить в лесу. Серия плакатов о том, что нам забыли рассказать на ОБЖ

Когда я училась в школе, я не могла понять: зачем мне учить, с какой стороны растет мох на деревьях и камнях, если мои глаза говорят — да со всех, блин. И как мне вообще помогут эти знания, если я все равно понятия не имею, где находится город — на севере или на юге.

Оказалось, что это не правила дурацкие, а просто дьявол в деталях. По этому поводу я сделала серию плакатов. Кому интересно, вот PDF в полном размере (3,02 Mb).

Текст, кажется, мелковат, зато картинки красивые


Анна Акулова придумала, нарисовала, сверстала и приняла вызов Главреда

Как объяснить дедушке порядок принятия законов за 5 минут с картинками

Дедушка, представь, что тебя выбрали новым президентом Российской Федерации. Не волнуйся, ты совсем не старый для этого — обычно чиновники не могут быть старше 70 лет, но для президента максимальный возраст прямо в законе не указан.

Тебе надоело, что чиновники строят дворцы и воруют деньги из бюджета, поэтому ты решил действовать радикально и издать закон: если кого-то уличили в коррупции, ему нужно отрубить правую руку.

Одного решения президента мало, чтобы твоя законодательная инициатива стала законом — так написано в Конституции. Разберемся, что к чему.

1. Законопроект

Сначала нужно записать в документ, как будет работать новый закон: кого и за какие нарушения наказывать, в какие сроки, а что если правой руки нет и так далее. Это называется законопроект.

Потом все материалы нужно отправить в Государственную Думу на имя Председателя. Там их зарегистрируют и заведут карточку в специальном сервисе — Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД). Там ты будешь смотреть, что происходит с твоим законопроектом.

Кроме президента предложить свои законопроекты могут и другие люди — этот список определяется ст. 104 Конституции РФ

2. Одобрение Государственной Думой

В Государственной Думе твой законопроект проверят — все ли правильно, не противоречит ли он Конституции и как влияет на другие законы. Могут даже спросить совета у других ведомств: например, Счетной палаты, Конституционного суда, Правительства и т. д.

Если все хорошо, документ передадут депутатам Государственной Думы. Они все вместе обсудят твой законопроект, скорее всего предложат разные поправки, а потом проголосуют — нужен стране такой закон или нет. Всего у нас 450 депутатов, но чтобы закон пошел дальше, за него должны проголосовать минимум 300.

Обычно депутаты собираются три раза — говорят, что проходит три чтения:

  • в первом чтении оценивают саму идею законопроекта. Судьба твоего закона зависит от депутатов: если среди них много коррупционеров, они испугаются лишиться руки и отклонят его.
  • во втором чтении разбирают каждую статью будущего закона. Обычно депутаты долго спорят и могут даже изменить условия — например, решат, что наказание слишком жестокое, достаточно отрубить палец. Так законопроект приобретает окончательный вид.
  • в третьем чтении документ принимают целиком — на этом этапе редко бывают существенные изменения.
По-настоящему создается закон в Государственной Думе — там проект проводит больше всего времени. Этот этап подробно описан в ст. 105 Конституции РФ и Регламенте Государственной Думы

3. Рассмотрение в Совете Федерации

Совет Федерации — это еще один законодательный орган. Он проверяет законопроекты, чтобы депутаты не превратили в закон какую-нибудь ерунду.

У Совета Федерации много разных дел, поэтому он обязан рассматривать не все законы, а только самые важные — например, о поправках в Конституцию или по вопросам войны и мира. Если обычный федеральный закон не рассмотрят за 14 дней — он считается принятым и в течение 5 дней отправляется к президенту. Если повезет, так получится и с твоим антикоррупционным законом.

Законопроект не может быть в Совете Федерации больше 14 дней: если его не рассмотрят, он считается принятым автоматически — п. 4 ст. 105 Конституции РФ

4. Подписание закона Президентом

Дедушка, история твоего антикоррупционного закона движется к финалу — теперь он возвращается к тебе, потому что президент смотрит и подписывает каждый закон в стране. На это отводится две недели.

У тебя есть выбор:

  • если с законом все хорошо — одобрить его.
  • если закон тебе не понравился — отклонить. Тогда он вернется в Государственную Думу на доработку.

Только помни: если ты отклонишь закон, он все равно может стать действующим. Для этого он должен получить не меньше двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Президент может принять или отклонить закон — это прописано в ст. 107 Конституции РФ

5. Публикация в СМИ

Хотя ты одобрил законопроект, о нем еще никто не знает, поэтому и законом он еще не считается. У тебя есть 7 дней, чтобы его опубликовать. Нет, дедушка, твой фейсбук для этого не подойдет — есть список официальных ресурсов, за которыми обязаны следить все юристы. Когда полный текст закона опубликован в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и на Официальном портале правовой информации, будет считаться, что ты его обнародовал.

Теперь подождем 10 дней — это нужно, чтобы люди успели прочитать новые правила. А потом их начнут применять в суде — это значит, что закон вступил в силу.

Законопроект станет законом через 17 дней после подписания президентом — такой порядок установлен в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»


Анна Акулова написала, нарисовала и приняла вызов Главреда

Вдохновение форматом — в блоге Натальи Бабаевой. Оригинал — на medium

Как доносить свои мысли. О книге «Ясно, понятно» Максима Ильяхова

Недавно вышла книга Максима Ильяхова «Ясно, понятно». Если вы учились в школах Бюро Горбунова и следите за каналами «Главред» и «Пиши, соблазняй», встает вопрос: будет ли в ней что-то новое? Я купила книгу и не пожалела. В этой заметке рассказываю о своих впечатлениях.

***

Совет о призме Ильяхова

В своем блоге Максим Ильяхов пишет, что люди чаще реагируют на материалы, которые отвечают хотя бы одному из этих критериев:

  • прагматика — обещают ощутимую пользу;
  • социальное — обещают читателю улучшение позиций в обществе;
  • эмоции — обещают яркое переживание.

Можно использовать сразу несколько критериев — тогда продукт привлечет больше читателей. Мне кажется, именно так сделал сам Ильяхов в своей книге. Попробую разложить книгу на составляющие и рассказать о пользе, для кого она подойдет и какие эмоции вызывает.

Прежде чем начать, еще одна ремарка. В этой статье описаны мои впечатления от книги. Скорее всего, у вас они будут отличаться — другие мысли покажутся важными, захочется выделить другие цитаты или даже с чем-то поспорить. Если хотите поделиться — можем обсудить книгу в комментариях 👐

Так выглядит книга. Толстый томик в фирменном оранжевом цвете — легко заметить на полке в книжном магазине

Прагматика — перестать мусолить текст и прокачаться в визуальном повествовании

Многие тезисы из книги действительно оказались уже знакомыми. Например, про анкетность в новостях была статья в блоге, а как не путать картинки и иллюстрации — целая подборка. Проблема в том, что такие материалы попадаются в ленте внезапно: лично я бегло просматриваю статьи, а видео часто откладываю «на потом» и так и не смотрю. В итоге ты вроде что-то слышал, но не дал себе времени обдумать.

Книга помогает разложить знания по полочкам. Структура глав идет от внешнего к внутреннему: контекст → выбор интересной темы → ясный текст → подача и иллюстрации. Так в голове создается четкая структура из правил, примеров и всего, что раньше делал по наитию.

Самой полезной оказалась глава «Подача» — там рассказывается про приемы визуального повествования. Это отлично дополняет Школу редакторов. Но интересные тезисы я отметила в каждой главе. Вот некоторые из них:

  • нельзя игнорировать контекст. Нельзя забывать обо всем, что происходит помимо текста: где он опубликован, какая репутация у компании или издания, что происходит в мире и чего ждет от нас читатель.
  • чтобы примеры было легче воспринимать, нужно подготовить читателя словами вроде «Допустим, пишем статью из области производства» или «рассмотрим пример из другой области». А если примеров несколько — предупредить об этом.
  • стоит подменять местоимения: если что-то хорошее, направить это на «вас», если что-то плохое — это «он, они», в спорных моментах — «мы».
  • все, что читатель должен ощутить, выражаем рисунками, схемами, фото и видео, а о чем нужно подумать — текстом, числами, таблицами и перечнями.
  • не использовать в схемах реальные цвета. Стандартный цвет — черный, цвет опасности — красный, все отключенное — серое, все хорошее — зеленое, синее или цвета логотипа.
  • можно специально конструировать фотографии, чтобы они рассказывали историю. Редактор определяет, какое ощущение нужно создать и какой смысл передать, а фотограф выбирает декорации, ракурс, композицию и свет. Даже огонь в глазах студентов можно сделать вспышкой.

Мой список стал антипримером к правильному перечню, уж слишком много в нем получилось пунктов. Будем считать его иллюстрацией к новому для меня приему «задавить массой» — это когда вместо абстрактного числа вываливают на читателя много пунктов сплошной стеной, чтобы показать масштаб 😀

Отбирать фото для иллюстраций мы вроде бы научились на второй ступени Школы редакторов, а вот схемы — это высший пилотаж. С такой шпаргалкой и примерами из книги придумать хорошую схему гораздо проще

Социальное — почувствовать, что стал круче и профессиональнее

Во введении написано, что «Ясно, понятно» — для тех, кто профессионально занимается текстом. Мне кажется, это не совсем так, ведь не только редакторам и пиарщикам хочется, чтобы их правильно понимали. Просто редактору нужен каждый раздел, условному менеджеру больше пригодится глава про контекст, а дизайнер обязательно должен прочитать про подбор фотографий и схемы.

«Пиши, сокращай» уже давно стала настоящим стандартом для любого автора: про нее пишут в вакансиях и спрашивают на собеседованиях — это база. А вот благодаря «Ясно, понятно» действительно можно перейти на следующий уровень и почувствовать, что готов решать более сложные задачи.

При этом книга не подойдет тем, кто ищет четких инструкций и однозначных правил: так делай, а вот так не делай. Каждая глава — вопрос к размышлению, потому что в одной ситуации приемы сработают хорошо, а в другой уже против вас.

Книга подойдет всем, кто хочет, чтобы его понимали правильно. Для опытных редакторов это повторение, систематизация и более глубокое погружение в тему, а для новичков — отличная база, потому что есть кратко и про контекст, и про текст, и про иллюстрации

Эмоции — насладиться иллюстрациями, версткой и историями

Книгу приятно листать: плотная и приятная на ощупь бумага, продуманная верстка, куча схем и классные иллюстрации — такой подход знаком еще из «Пиши, сокращай».

Зато в этой книге изменился авторский стиль. Я где-то читала, что он проявляется не в словах или каких-то особенно красивых оборотах, а в том, как автор структурирует текст и какие примеры использует. Так вот, на мой взгляд, это круто сработало в «Ясно, понятно». Во всяком случае я кайфанула, встречая цитаты из песен «Машины времени» и «Аквариума», едкие шуточки про инста-копирайтеров и даже историю про «Денег нет, но вы держитесь» в качестве примера. Кажется, что на месте абстрактного «самого известного главреда Рунета» видишь живого и осязаемого человека — так читать интереснее.

Для кого-то, наоборот, это может стать минусом: не все любят русский рок или следят за событиями в мире. Например, Максим рассказывает о разных способах подачи материала на примере «противостояния» Илона Маска и Рогозина из Роскосмоса — для тех, кто ничего о них не знает, пример не будет таким ясным.

Если стало интересно: где купить книгу

Я знаю: чтобы я здесь не написала про книгу, это не заставит никого ее прочитать. Поэтому предлагаю просто полистать и самим принять решение — нужно ли это вам. Тем более, ее легко найти:

  • на Озоне. Можно посмотреть фрагмент, а если понравится — купить бумажную книгу с доставкой. Для новичков по промокоду OZON8HNI34 будут 300 приветственных баллов, которыми можно оплатить до 25% от стоимости заказа — тогда книга обойдется в 557 рублей.
  • на Литресе. Там тоже можно прочитать фрагмент и купить книгу в PDF за 449 рублей. Кстати, в электронной книге есть ссылки на другие статьи по теме — в бумажной такого нет.
  • в любом книжном — книга давно в свободной продаже.

Я купила бумажную книгу в интернет-магазине Альпина Паблишер, но не советую — было много проблем с доставкой.


Анна Акулова приняла вызов Главреда

Как за год удалось увеличить базу подписчиков на 92% без магии и затрат

Однажды моя коллега Катя Данькина обратила внимание, что за год моей работы в Vigbo сильно выросла база подписчиков на блог. Я посмотрела старые отчеты и выяснила, что ее собирали с марта 2016. Когда я пришла в Vigbo (сентябрь 2019), в базе было 2 132 подписчика. Прошло чуть больше года, и сейчас там 4 612 адресов, из них 4 098 (+1 966) подписаны на рассылку. Для меня это стало открытием: ну я же вроде ничего такого не делаю, просто пишу себе статьи да отправляю рассылки. А потом я поняла, что все не так просто.

В этой заметке я хочу поразмышлять, какие мои простые и очевидные на первый взгляд действия привели к такому результату.

Это сообщение от Кати помогло мне понять, что нельзя недооценивать даже мелкие действия — в совокупности они всегда приносят заметный результат. Цифры уже изменились

Шаг 1. Информативные темы письма

Чтобы побороться за внимание читателя в большом потоке писем у нас не так много инструментов:

  • тема письма,
  • прехедер,
  • поле «От кого».

Есть разные подходы к тому, какими они должны быть: кто-то пытается создать интригу, кто-то добавляет шутки и прибаутки — якобы так можно выделиться. Я предпочитаю быть скучной занудой и сразу обозначить, что будет в письме. Во-первых, если мы хотим, чтобы человек потратил на нас свое время, нужно показать пользу. А во-вторых, нам не нужны оправданные ожидания: ничего страшного, если письмо откроют не все подписчики, зато большинство из них перейдут на сайт, а не уйдут с воплями «Фигня какая-то, где тут кнопка для отписки».

Теперь я стала писать:

  • в поле «От кого» — Блог Vigbo. Писем от сервиса приходит много, поэтому было важно сразу выделить их в общем потоке. Теперь сразу понятно, что здесь про статьи и полезные плюшки, а не про обновления или продление подписки.
  • в теме письма — одна-две главные темы статей. Рассылка с дайжестом уходит раз в месяц, и к тому моменту я уже знала по отклику в соцсетях, что зашло больше всего.
  • в прехедере — важная информация, которая не вошла в тему. Удачный вариант — рассказать о нестандартных штуках вроде чек-листов и готовых шаблонов. Еще часто я в прехедере указывала количество статей. Так проще понять, что тебя ждет и стоит ли сейчас читать письмо.
Эволюция рассылки: теперь статьи не прячутся в прехедере, а выносятся сразу в тему

Шаг 2. Информативное слово редактора

Первое, что видит читатель, открыв письмо — приветственное слово редактора. Раньше там пытались создать настроение — задать риторический вопрос или натянуто пошутить. Мне кажется, это напрасная трата места на экране. Поэтому у меня другой подход — дать краткий обзор материалов из этой рассылки. Там тоже могут быть вдохновляющие фразы или полушутки, но без заигрывания с читателем.

Приветственное слово стало заметно длиннее, зато можно оценить, найдешь ли ты для себя что-то полезное

Шаг 3. Полезные материалы за подписку

Когда с косметическими улучшениями писем было покончено, возник вопрос: а что дальше? У нас в блоге есть удобная форма для подписки, где подписываются читатели. Но нам нужно было привлечь холодную аудиторию, которая еще не с нами. Я знаю только один способ — польза.

Мы в Vigbo любим разные полезности для клиентов. Например, дизайнеры делали шаблоны открыток, планеров и календарей. А еще мы делали чек-листы, чтобы клиентам было проще заполнять сайт. Они целиком продуктовые, поэтому отдаем их бесплатно. Я подумала, что такие штуки — отличный способ собрать базу. Только нужно сделать их так, чтобы они были полезны всем — даже не нашим клиентам.

В итоге получилось четыре лид-магнита:

  1. Чек-лист по запуску интернет-магазина. Это классический чек-лист, в котором кратко и без тонкостей расписаны 16 шагов до запуска своего онлайн-магазина. Опубликован 16 июня 2020, на 11 декабря 2020 скачали 753 раза.
  2. Чек-лист по съемке видеоурока. По сути, это конспект мастер-класса видеопродюсера Vigbo, который поможет новичку на всех этапах — от подготовки техники до монтажа. Опубликован 23 июня, скачали 311 раз.
  3. Чек-лист по работе с блогерами. Я бы назвала это анкетой: в чек-листе не только описаны этапы подготовки рекламы, но и оставлены места для записей по ходу. Опубликован 15 октября, скачали 553 раза.
  4. Чек-лист по оформлению сайта фотографа. И пусть он зашел хуже остальных, я особенно им довольна, потому что там собраны азы дизайнерской гигиены, которые помогут сделать крепкий сайт. Для него я внимательно читала вопросы клиентов, отбирала правила, советовалась с дизайнерами и придумывала иллюстрации (да, там есть иллюстрации — все по-взрослому!). Потом ребята смогут его использовать на марафонах по созданию сайта. Опубликован 19 ноября, скачали 216 раз.
Так мы присылали чек-лист: в блоге предупреждали, что подпишем на рассылку, а в письме поясняли, что дальше делать. Заодно в письмах анонсировали акции, вебинары или новые фичи платформы

Что дальше

Дальше предстояло сегментировать базу, ведь там очень разные клиенты: кто-то фотограф, кто-то предприниматель — им интересен разный контент. А еще неплохо было бы почистить базу и попробовать реанимировать тех, кто перестал читать письма.

Но это уже другая история.

Кейс: онлайн-интенсив по таргету для фотографов

Последний год я работала в компании Vigbo — это конструктор сайтов для фотографов и творческих предпринимателей. Мы помогаем превратить хобби в бизнес.

Однажды маркетолог Катя Данькина увидела на форуме Mywed ветку, где фотографы обсуждали продвижение в Инстаграме. И мы вспомнили, что самый топовый запрос от наших клиентов-фотографов — расскажите в статьях, постах или вебинарах про таргет и привлечение клиентов. Стали думать, какую активность мы можем провести, чтобы помочь фотографам разобраться с рекламой в Инстаграме. Решили запустить серию бесплатных вебинаров. И понеслось 🚀

Я вебинары не вела, зато активно работала за кадром. Вместе с Катей мы составляли программу, смотрели тестовые записи и помогали спикерам подготовиться к вебинарам. А потом я написала тексты для анонсов и коммуникации с участниками, спроектировала лендинг, отредактировала презентации, подготовила раздаточные материалы и даже настроила чат-бота. В этой статье я расскажу о работе над проектом и поделюсь какими-то наблюдениями. Спойлер: будет много скриншотов.

Такой отзыв одна из участниц интенсива написала в директ приглашенному спикеру Жене Светлой

Формат

Раньше в Vigbo были марафоны с прямыми эфирами в Инстаграме, но в этом случае формат показался не самым удачным — в Инстаграме не так много инструментов для взаимодействия с аудиторией. Поэтому остановились на вебинарах, которые мы проводили через Youtube.

Интенсив длился 2 недели — сначала получилось 8 вебинаров, но потом по просьбам участников сделали еще один бонусный вебинар с разбором аккаунтов.

Эволюция программы. Мы быстро поняли, что нужно сузить тему: чем рассказывать обо всем по верхам, лучше подробно раскрыть что-то одно

Промостраница

Чтобы участники могли изучить программу и записаться на интенсив, сделали лендинг. Я отвечала за текст. Ничего сверхестественного придумывать не стала и сделала стандартную структуру: обложка, выгоды, подробная программа, а в конце — блок с фотографиями спикеров.

Сразу оговорюсь: на первый взгляд имена спикеров могут показаться неизвестными и вроде бы бессмысленно ставить фото. Но мы продвигали интенсив только среди своей аудитории, поэтому все четыре специалиста Vigbo так или иначе знакомы — кто-то ведет эфиры в Инстаграме, кто-то проводит консультации, а кто-то выступал с вебинарами. Приглашенный спикер Женя Светлая тоже многим была знакома.

Я сделала прототип лендинга в Фигме, а наши дизайнеры собрали красивую страницу на конструкторе Vigbo. На мой вкус получилось мелковато, но спорить уже не стала

Продвижение

Собирать людей на интенсив решили только по своей аудитории, без платной рекламы. Изначально мы хотели по материалам интенсива подготовить полноценный курс, поэтому тяжелую артиллерию в виде таргета и рекламы через партнеров оставили на потом.

Анонсировали всего за неделю: за это время отправили рассылку по своей базе фотографов, сделали пост в блоге и на форуме Mywed, а еще рассказывали об интенсиве в соцсетях. Я подготовила тексты для постов, блога и рассылок. А ребята-спикеры записали видео для сторис. Там каждый рассказал о том, что будет на его вебинаре. Мы публиковали эти сторис всю неделю перед интенсивом.

Так мы рассказали об интенсиве в рассылках и блоге
А таким был анонс в соцсетях

Регистрация

Регистрация участников через email в Vigbo отработана четко: так регистрировали на марафоны, вебинары и мастермайнды. Но так много людей не доходит — у кого-то письма попадают в спам, а кто-то регистрировался на личную почту, а под рукой рабочая... Поэтому мы решили протестировать новый для себя инструмент — ботов в Телеграме и ВКонтакте.

Полностью отказаться от email мы пока не решились. Сделали так: на лендинг добавили стандартную форму для подписки. Когда человек оставлял почту и нажимал «Записаться», его адрес попадал в наш список рассылки, а ему открывалась страница success с кнопками для подписки на бот. В следующий раз решили делать напрямую в ботах, тем более что там тоже можно собрать email-адреса.

Изначально мы планировали для настройки бота обратиться к фрилансеру. Но им нужно было четко прописать всю цепочку целиком, а мы этого сделать не могли. Мы запускали не автовебинар, а живой интенсив — все быстро менялось и корректировалось на ходу. Поэтому я попробовала сделать бота сама на платформе BotHelp. У меня получился простой линейный бот в несколько сообщений и с опросом. Дальше основную коммуникацию я построила на основе рассылок — так напоминала о вебинарах, отправляла бонусы и записи эфиров.

Главный плюс рассылок по сравнению с прописанной цепочкой сообщений — гибкость. Цепочку нельзя редактировать, когда бот уже запущен, иначе все изменения будут работать только на новых подписчиков. А рассылки я планировала по ходу интенсива.

Так выглядела подписка на бота в Телеграме. Кстати, мессенджер сработал очень хорошо: на Телеграм подписалось 1 170 человек, а на ВКонтакте всего 186 — в следующий раз нет смысла тратить усилия на ВК

Ход интенсива

Для самого интенсива мы придумали много классных штук, чтобы учиться было приятно и удобно. Ниже расскажу о самом главном.

Рабочая тетрадь и чек-листы. Информации на интенсиве так много, что мы хотели помочь в ней разобраться. Чтобы слушать вебинары было проще, сделали рабочую тетрадь — она приходила сразу после регистрации на почту и в бот. А чтобы потом было удобно внедрять все в работу, в конце каждой недели отправляли шпаргалки.

Вот что у нас получилось:

Пример страниц из рабочей тетради

Напоминания о вебинарах. Было бы глупо надеяться, что люди будут сами помнить о каждом эфире. Поэтому мы присылали напоминания по электронной почте и в боте. Утром рассказывали о вебинаре подробно: тема, спикер и примерный план. Потом кратко напоминали за 15 минут, а в боте — присылали еще одно сообщение на старте.

Как мы и ожидали, большая часть людей приходила из бота, хотя напоминание в 10 утра больше людей открывали именно на почте.

Напоминания о вебинарах на почту и в бот

Брендированная инфополоса. Когда я смотрела курс Елены Базу по веб-дизайну, я заметила интересную деталь: в вехней части каждого видео была полоска с названием курса, именем автора и ее контактами. Мне это так понравилось, что я предложила команде сделать так же.

С помощью этой маленькой и в общем-то простой детали мы решили сразу две задачи:

  • Напомнили о бренде и связали все вебинары в единую систему. Что бы ни было на экране, полоса помогала сохранить целостность. А еще там был логотип Vigbo — мы надеялись, что новичкам он примелькается и запомнится.
  • Скрыли элементы интерфейса. Для многих тем нужно было открывать вкладки в браузере. Участникам ни к чему видеть адресную строку, закладки и расширения. Такая полоса сделала картинку более эстетичной.
Такими были все вебинары: брендированная инфополоса, спикер в кружке и презентации в едином стиле

Вопросы в боте. На каждом вебинаре было время для ответов на вопросы. Но мы понимали, что многие участники будут смотреть видео в записи. Нужно было что-то придумать, чтобы они тоже могли со всем разобраться. И тут я вспомнила, что на антикризисном вебинаре от Тинькофф Бизнеса ребята не могли ответить на все вопросы в эфире, потому что приходилось консультироваться с юристами, а на это нужно время. И тогда они пообещали собрать вопросы из чата и прислать на них подробные ответы через пару дней вместе с презентацией.

Мы решили использовать похожую механику, но адаптировать ее под наш формат. Я настроила в боте автоматизацию: когда участник писал боту слово ВОПРОС, ему приходила ссылка на гугл-форму для сбора вопросов. В конце интенсива мы прислали всем подробные ответы со ссылками и иллюстрациями.

Скриншоты бота: слева — ответ бота с формой для сбора вопроса, справа — финальная рассылка с материалами, в том числе нашими ответами

Результаты

А теперь немного о том, что мы получили в обмен на месяц напряженной работы всей команды.

  1. Интенсив помог решиться многим фотографам на запуск первой рекламной кампании. Мы хотели показать, что пусть рекламный кабинет Фейсбука кажется очень сложным, каждому по силам в нем разобраться. Судя по отзывам, нам это удалось.
  1. Материалы интенсива лягут в основу полноценного курса по таргетированной рекламе для фотографов. Команда Vigbo уже начинает работу над программой.
  1. Появилось много контента, который можно бесконечно переупаковывать в другие форматы. Например, уже готовые чек-листы можно отдавать за подписку всем желающим, видео с вебинаров нарезать в короткие видеоуроки, что-то расшифровать и оформить в статью — простор для редактора.
  1. Мы кайфанули. Для всех интенсив стал классным способом на какое-то время уйти от рутины и встряхнуться после всех волнений, которые доставил 2020 год. Все настолько вдохновились проектом, что были готовы делать новые вебинары: так у нас появился бонусный девятый вебинар и чуть не появился десятый 💪

А лично я поняла, что мне близки крутые образовательные проекты. И я с большим удовольствием снова приму участие в чем-то подобном.

Куча сухих цифр и бизнес-результатов из итоговой презентации для команды
 1023   2020   кейс   портфолио

Зачем редактору владеть графическими программами, если есть дизайнер

Я работаю редактором в компании. Для нас очень важен визуал, поэтому мы уделяем большое внимание оформлению, какой бы мелкой и незначительной не казалась задача. Для этого есть отдельная команда дизайнеров. Если мне нужна иллюстрация для статьи, картинка в соцсети или PDF-файл с чек-листом, я всегда могу поставить задачу.

Но я все равно считаю, что редактор должен сам уметь работать в редакторах. На это есть три причины.

Быстро сделать простые задачи

Тут все просто и очевидно: часто гораздо быстрее сделать картинку самому, чем ставить задачу и объяснять, что именно тебе нужно. Да и дизайнер вряд ли побежит сразу делать твою задачу. Поэтому все скриншоты для статей я делаю сама. Для этого я сделала себе шаблоны в Фигме с правильной «шапкой» браузера и рамкой смартфона. Благодаря им на подготовку скриншота в блог уходит около двух минут. А дизайнерам ставлю задачу, если мне нужны какие-то особые иллюстрации, например, схемы или таблички.

Простые иллюстрации, которые быстро и просто сделать в Фигме. Если нужно, здесь же я добавляю стрелочки или делаю затемнение

Для многих статей я люблю делать дополнительные «плюшки»: таблички с расчетами и формулами, чек-листы и все такое. Это помогает читателям разобраться в теме и сразу же применить информацию в своей работе. Чаще всего такие штуки можно сделать самостоятельно все в той же моей любимой Фигме.

Например, я готовила с блогером Натальей Бродач статью про продвижение в ТикТоке. Когда почти все было готово и до публикации оставалось два-три дня, мы придумали сделать чек-лист. Я сверстала его за пару часов, а от дизайнера получила бы не раньше, чем через неделю.

Готовый чек-лист, который я сверстала в Фигме. Можно посмотреть в PDF-файле

Легко набросать прототип и объяснить задачу дизайнеру

Как правило, основной рабочий инструмент редактора — это гуглдоки. Там я обычно пишу все свои материалы: тексты статей, постов и прочее. Пометки для дизайнеров приходится делать в комментариях или прямо в тексте. Расставлять заголовки «первый экран, второй экран...» или объяснять на пальцах «тут нужно сделать галерею со стрелочками, как на этом сайте... картинки подобрать вот такие вот отсюда...» жутко неудобно. Даже я спустя время не разберусь в своих пометках, хотя сама их писала.

Вот так выглядит обычное ТЗ на лендинг в гуглдоках

Куда удобнее и проще схематично показать, что именно ты хочешь. Для этого я делаю в Фигме грубый набросок, что-то вроде прототипа страницы. Разными оттенками серого разграничиваю блоки, а весь текст в файле — сразу боевой. Это удобно и мне, и ребятам в команде.

Конечно, такой подход не значит, что дизайнер обязан сделать макет в точности, как на прототипе. Но так я уверена, что дизайнер поймет меня правильно.

Слева фрагмент прототипа лендинга для онлайн-интенсива, а справа — готовый макет

Удобно работать над текстом

Многие редакторы, копирайтеры, авторы работают с текстом в ворде или гуглдоках. Тогда можно сколько угодно думать о контексте или представлять себе будущий макет, но ты все равно пишешь в вакууме. У тебя есть просто широкая колонка какого-то текста. А когда дизайнер переносит его в итоговый продукт, оказывается, что вот тут текст не влезает, здесь подсказка лишняя, а вот тут ну очень нужно добавить заголовок.

Я стараюсь всегда писать текст по-живому: прямо на формах, в макете, на странице или в коде. А если это не получается, то создаю себе такие условия искусственно. Например, нам нужно изменить подсказки в интерфейсе. Я либо открываю инструменты разработчика, либо снимаю скриншот и иду в Фигму — так я сразу вижу, как ложится текст и что нужно поменять.

Сверху пример ТЗ на картинки для Инстаграма, а снизу — итоговый результат

***
Напоследок скажу, что на мой взгляд не имеет значения, в какой программе работать. Я для себя выбрала Фигму, потому что она простая, бесплатная и онлайн. Но главное понять, что дело не в инструменте, а в подходе к работе. Такие дела.

Школа редакторов. Вторая ступень

Пару дней назад опубликовали финальный рейтинг второй ступени Школы редакторов нашего набора. Не верится, что прошли еще три месяца учебы в Бюро Горбунова. Я финишировала на 11 месте в рейтинге. И пока воспоминания свежи, я расскажу о том, как проходил подъем на гору знаний и какие задания мы делали.

Вторая ступень — это практика. Каждый день ты получаешь задание, на которое есть 4 дня — теперь все дедлайны в четверг. Со второй недели нужно делать сразу два задания: дорабатывать предыдущее и делать новое. Обратной связи больше, чем на первой ступени. Но лично мне ее не всегда хватало, поэтому я с радостью слушала советы не только преподавателей, но и выпускников.

Так выглядел мой сертификат об окончании второй ступени, пока я не отказалась учиться дальше

Задание 1. Страница о компании

Первым заданием было написать и сверстать страницу о компании. На выбор было два варианта. Я решила писать про агентство праздников «Тимуровцы».

Здесь нужно маленькое отступление. Чтобы обсуждать работы, Максим Ильяхов завел специальный чат. Он пригласил туда выпускников прошлых лет и разрешил спрашивать там совета. И прекрасные девушки Алина Мишуренко и Оля Зонова предложили присылать свои работы до дедлайна на разбор. Я очень рада, что мне повезло послушать их мнение о первой версии моей работы в первом разборе. Благодаря девочкам я доработала страницу и на первой неделе получила от Максима комментарий «Достойно, красиво, четко».

Слева результат первой недели, оценка — 4,5. Справа вторая итерация, оценка 4,5. Страницу верстала в html

Задание 2. Принципы верстки

Мы верстали страницу «О себе». Эту работу оценивал Михаил Нозик. Он завел отдельный чат в Телеграме, где мы могли публично скидывать свои работы и получать ответы. Еще можно было писать на почту. Я писала и так, и так.

Ничего супер-крутого придумывать не требовалось. Нужно собрать крепкую страницу из заголовка, текста и фотографии. Главное — придерживаться всех принципов верстки. Кажется, это просто. Но нет. Я хотела облегчить себе жизнь и просто скопировать подходящую работу (да, здесь это поощряется). Честно, я никогда еще так не ошибалась: скопировать верстку трудно.

Не стесняйтесь писать Михаилу — он всегда охотно помогает и дает советы. На самую первую версию я получила много комментариев, и началось непрерывное «двигание пикселей». На самом деле, это какая-то магия: каждый раз я видела, что результат становится ощутимо лучше. Но хоть убейте, так и не смогла ни разу сама найти пути для улучшения. Наверное, тут нужны годы опыта. В общем, вот результат.

Слева результат первой недели, оценка — 4,25. Справа результат второй недели, оценка — 4,75. Задание делала в Фотошопе

Важный совет всем, кто думает о второй ступени: заранее устройте себе фотосессию. Я об этом не подумала, пришлось перевернуть все свои фотоархивы и в итоге взять фото 2015 года. Нет, без фото нельзя. Нет, плохие фото тоже нельзя — Михаил многим снижал оценку за некачественные фотографии.

Задание 3. Переговоры с клиентом. Понимание задачи

Это задание вел Илья Синельников. На первой неделе нужно подготовиться к переговорам — написать миссию, повестку встречи и вопросы, которые хотите задать клиенту. В выходные была видеоконференция, где парламентеры от потока задавали вопросы, а Илья играл роль клиента. На второй неделе нужно написать понимание задачи по результатам переговоров.

Я восхищаюсь ребятами, которые вызвались вести переговоры. Лично я струсила и не решилась присоединиться к команде. Но так получилось, что переговоры провалились. Мы мало узнали и поссорились с клиентом. Илья предложил нам написать клиенту письмо, в котором предложить какое-то решение. Либо пытаться сгладить ситуацию и постараться вырулить все-таки на сотрудничество, либо отказаться от дальнейшей работы.

Я писала письмо с извинениями и кратким пониманием задачи (за основу взяла шаблон от Максима Ильяхова). Отметила, что мы могли что-то не понять, поэтому предложила пообщаться еще раз. Правда, указала в понимании задачи сроки выполнения работы, а вот вопрос с ценой оставила непроговоренным — это главная ошибка.

Итог задания: подготовка к переговорам — 4,75, понимание задачи — 3,75.

Задание 4. Информационный текст для сайта

В ближайшие несколько недель нам предстояло заниматься одной статей. Сначала написать ее с Максимом Ильяховым, потом сверстать с Михаилом Нозиком, а потом сделать html с Юрием Мазурским. Суть задания — сделать страницу, которая поможет развенчать мифы и успокоить потенциальных клиентов. Я решила бороться с «уткой» про овечий грипп, от которого умирают люди. Дополнительно в рамках этого задания нужно было сделать тизеры для соцсетей.

Оказалось, что найти годные исследования про шерсть не так просто. Везде горе-копирайтеры переписывают одну и ту же воду про то, что шерсть полезна. В итоге я начала уже делать другую (откровенно слабую идею), но в последний момент нашла данные. Срочно переделывала, чтобы успеть прислать работу Алине и Оле на разбор.

Моя идея была в том, чтобы сделать статью вечнозеленой. Паника с овечьим гриппом пройдет, а материал должен оставаться актуальным. Поэтому реакцию на инфоповод оставила только в тизере — соцсети идеальное место для сиюминутных реакций. В картинке решила поиграть на эмоциях: дети — это всегда ми-ми-ми, а еще не нужны лишние слова — для детей мы всегда выбираем самое лучшее и безопасное.

Слева результат первой недели, оценка — 4,25. Справа результат второй недели, оценка — 4,5. Страницу верстала в Фигме

Задание 5. Верстка многоэтажной веб-страницы

Теперь эту же страницу нужно было сделать модульной: сделать разнообразные этажи, следить за чередованием ритма. Наполнение страницы может остаться тем же, что в первом варианте, но может быть изменено как угодно. Просто так взять и сделать модульную страницу из текстовой — получится адски перегруженный текст.

Пример из совета Михаила Нозика. Слева модульная страница, справа текстовая

Верстать такую страницу сложно. Я поразилась количеству нюансов в первом задании на верстку, а здесь больше элементов и больше ошибок. Я писала Михаилу Нозику на почту с просьбой прокомментировать, и иногда не понимала его рекомендаций. Верстала в Фигме, и порой она тоже добавляла проблем с выравниванием и отступами даже несмотря на сетку.

Слева результат первой недели, оценка — 3,5. Справа результат второй недели, оценка — 4,0. Все делала в Фигме

Задание 6. HTML-верстка многоэтажной веб-страницы

Теперь мы все это верстали в html. Главный совет для этого задания: старайтесь на предыдущей неделе делать простые модули и помните, что их вам еще предстоит сверстать. У многих на потоке были проблемы со шрифтами — нестандартные шрифты было трудно подключить при верстке на CodePen.

Критериев два: соответствие макету и гигиена. Соответствие макету нужно проверять с помощью расширений Pixel Perfect. А гигиена — это чистый код. Например, нельзя использовать br br для абзацев или margin‑left: auto; margin‑right: auto; вместо margin: 0 auto; Еще Юрию почему-то не нравятся спецсимволы html для неразрывных пробелов (т. е. буквенные коды, которые дает типограф). Я так и не поняла, почему: объяснение «все эти символы можно поставить обычными символами, а не энтити-кодами» мне ничего не объяснило.

Итог задания: первая неделя — 4,0, вторая неделя — 4,5.

Задание 7. Интерактивная статья

Это задание показалось мне самым сложным. Во-первых, непонятно, что это такое — «интерактивная статья». В вебинарах и примерах Максима Ильяхова это выглядит как лонгрид, но по отзывам обычно верстают тесты и игры. Во-вторых, предложенные темы не вдохновляли совершенно. Я потратила кучу времени на идею, поэтому реализацию делала на коленке.

Я решила продвигать компанию «Тесла», которая запускает в России продажу «Пауэр уолл» — домашней батареи, которая заряжается от солнечной панели или городской электросети и питает дом днём и ночью. Сейчас «Тесла» хочет заложить фундамент для общения с будущими домовладельцами: объяснить им, почему важно делать дома энергонезависимыми и энергоэффективными. Для этого я придумала тест, который расскажет о достижениях в поиске альтернативных источников энергии. Спойлер: некоторые варианты очень необычные :)

На первой неделе мы делали задание в гугл-доках, поэтому я покажу только окончательную версию. По тексту она отличается от первой только заголовком.

Итоговый вариант теста. На первой неделе я получила 3,5. На второй неделе — 4,5 и комментарий «Замечательно. Интересно, красиво и познавательно. Тесла уместна». Верстала в Фигме

Задание 8. Верстка интерактивной статьи

Для Михаила Нозика я сделала сокращенный вариант этого же теста. Вот как изменился тест на второй неделе:

Слева результат первой недели, оценка — 3,75. Справа результат второй недели, оценка — 4,05. Все делала в Фигме

Задание 9. Выбор темы диплома

На мой взгляд, это самое неоднозначное задание. На первой неделе нужно было написать понимание задачи для собственного проекта, а на второй — сделать анонс в Фейсбуке с приглашением других студентов к сотрудничеству и ссылкой на бюро. Задание должны были делать все: даже те, кто не идет на третью ступень.

Скажу честно, мне было неприятно делать это задание. Бюро с грацией мамонта вторглось в мое личное пространство и решало за меня, что мне делать.

  1. Нужно придумать свой проект. Мысль о том, что ты не планируешь сейчас что-то запускать, не допускается. Отсюда куча мертворожденных проектов, создатели которых с первых строк понимания задачи знают, что только зря заняли место на Гугл Диске.
  2. Анонс проекта нужно делать в Фейсбуке. Никто не спрашивает, хочешь ли ты постить что-то на своей личной странице  — альтернатив тут нет. А ведь на нашем потоке даже были ребята, которым договор запрещает в соцсетях рассказывать о проектах не их компании.
  3. Кроме идеи нужно сразу продумать продвижение и способы монетизации. Напомню, что в программе у редакторов нет ни маркетинга, ни других дисциплин, которые в этом помогут. Наверное, предполагается, что каждый редактор должен сразу в этом разбираться, но — сюрприз — это не так. Как по мне, требовать знание того, что не преподавали — сомнительная практика.

В общем, как правильно сказал в своем блоге Дмитрий Сухотский, «в этом задании есть польза, но соус у нее вышел противным». У меня остался какой-то осадок.

Задание 10. Промостраница

Нам предстояло сделать продающую страницу для какого-то продукта. Было пять вариантов на выбор. Я остановилась на странице для камеры наблюдения за домом «Манящий кошкообразное». Название нужно было придумать самому.

Для страницы я решила не изобретать велосипед и четко следовать структуре промостраницы из роликов Максима Ильяхова. В итоге потратила на задание в два раза меньше времени, чем обычно. На второй неделе исправляла страницу минимально. До комментария Максима мне почему-то не пришло в голову, что некоторые мои иллюстрации хоть и наглядно показывают свойства продукта, но создают не то настроение. Зачем человеку смотреть на воров в своей квартире? Поэтому на второй неделе работала над этим.

Слева результат первой недели, оценка — 4,5 и комментарий «Вери гуд. Всё по делу, прямо образцово». Справа результат второй недели, оценка — 4,5 Все делала в Фигме

А вот так Максим посоветовал сделать макет не таким душным. Сразу стало свободнее — магия.

Задание 11. Интерфейс мобильного приложения

Это последнее задание, поэтому у него была всего одна итерация. Скажу честно: я никогда не работала с приложениями даже как редактор. Подойти к заданию мне помогли разборы Ильи Бирмана: я собрала лучшие работы и ориентировалась на них. В целях экономии времени сделала три экрана. Понимаю, что предусмотрела не все сценарии, но в задании требовалось нарисовать 3‑5 экранов, которые наилучшим образом демонстрируют ключевые сценарии использования приложения.

Интерфейс мобильного приложения. Оценка 3,0. Делала в Фигме

Небольшой совет по заданию: не делайте элементы интерфейса из головы. Для Ильи Бирмана важно, чтобы все было «по госту». Не нужно самому придумывать иконки, шрифты и цвета, просто скачайте UI-киты и мокапы актуальных моделей.

Итог

Я получила приглашение на третью ступень и решила не идти. Мне кажется, что максимум пользы от нее можно получить только с крутой идеей проекта. Я такой пока похвастаться не могу, и в текущей ситуации с кризисом не могу позволить себе потратить 60 тысяч на учебу и реализацию чужой идеи.

Вообще под конец второй ступени впечатления смешанные. Школа сдержала обещание — дала кучу знаний и навыков. Я чувствую, что многому научилась за время учебы и браться за новые задачи буду гораздо увереннее. Это именно то, за чем я шла в Школу. И я бы не задумываясь прошла этот путь снова.

Но в то же время я отчасти чувствую себя обманутой. То, что я заранее знала о новой политике бюро в отношении сертификатов (их лишают тех, кто отказывается от следующей ступени), не делает в моих глазах это правило справедливым. Еще обиднее, что на бирже главреда баллы тоже не дают (а вот это стало открытием в конце ступени!). Я не понимаю, почему если ты дошел до конца ступени, оказался высоко в рейтинге и по каким-то причинам не можешь продолжить учебу, ты оказываешься менее достойным подтвердить свои навыки заказчикам. На бирже ведь тоже рейтинг, и там смотрят сверху вниз. В общем, мне очень жаль, что бюро выбрало путь манипуляций и шантажа вместо того, чтобы как-то иначе повысить ценность третьей ступени.

Советы студентам

Ну и еще немного рекомендация и полезных ссылок.

  • Из инструментов мне пригодились Фотошоп, Фигма и Саблайм Текст (для html). Теперь я бы из этого списка смело выкинула Фотошоп и все делала в Фигме. Несколько заданий однокурсники делали в редимаге или тильде — кому что ближе.
  • Чтобы хорошо сделать задание, смотрите разборы прошлых лет и читайте каналы преподавателей. Вебинары с разборами можно посмотреть на Youtube-канале Максима Ильяхова. «Пиши, соблазняй» — канал Максима Ильяхова, «Нозик скриншотит» — канал Михаила Нозика, «Бирман посмотрел» — канал Ильи Бирмана. Свои каналы с разборами есть и у других преподавателей, но я в них не заглядывала, поэтому советовать не буду.
  • Проверяйте все работы по чек-листу редактора. Кстати, я делала его конспект — можно скачать pdf и распечатать. Может быть, кому-то будет удобнее.
  • Показывайте до дедлайна свою работу Михаилу Нозику. Он быстро отвечает и советует, что исправить. Постарайтесь показать первую версию работы как можно раньше.
  • Html нужно верстать только Pixel Perfect. Используйте расширения для браузера (для Firefox, для Google Chrome), чтобы проверить свой макет. Иногда можно прямо в верстке исправить ошибки макета, но тогда нужно в коде написать комментарий, что и почему вы изменили.
Ранее Ctrl + ↓